Путешествие в Венгрию (24 июля – 3 августа 1999 года)

В Венгрию мы поехали почти что дикарями. Моя венгерская подруга Чилла пригласила нас в свой городок под Будапештом VAC, названный, видимо, в честь какого-то знаменитого венгра, имя которого носят улицы и проспекты почти в каждом городе Венгрии. Кто такой Вац, мы так и не выяснили, так как Чилла в тот же день улетела в Москву, где она в то время жила и работала.
За пару часов, что у нее было до самолета, она обеспечила нас картой Будапешта, успела нам рассказать куда можно съездить, где и что посмотреть, как спросить о самом необходимом. Поселили нас в общежитии гостиничного типа, где было очень чисто и приятно и только два недостатка – не было никакой столовой или кафе и была ужасная слышимость между номерами. Когда кто-то выше этажом открывал дверь своего номера, ощущение было, будто открывают нашу и так далее.
От Ваца до Будапешта на электричке – 50 минут езды. А от гостиницы до вокзала в Ваце – 30 минут пешком. Автобусы, на которые мы сначала возлагали надежды, оказалось, ходят как попало, и как правило, не тогда, когда нам это нужно. Поэтому пешеходный маршрут «гостиница-вокзал-гостиница» стал для нас привычным на все 10 дней нашего пребывания в этой стране.
Первый же день порадовал нас праздником – днем города Вац. Немногочисленное местное население (около 67000 человек) подтягивалось к главной площади перед Мэрией, где предполагалось некое театральное действие, и к набережной Дуная, где расположились многочисленные лавки с народными промыслами. Народ не спеша прогуливался и ел хот-доги с сосиськами. А затем наблюдал за рыцарским турниром, развернувшимся на площади.

26 июля с утра мы собрались в Будапешт. Венгерская электричка поразила наше воображение – длинные вагоны, разделенные на две части, мягкие пружинные сидения, образующие визуально разделенные купе со столиками, специальные вагоны для курящих с пепельницами – все это напомнило нам о советских вагонах СВ, в которых мы никогда не ездили. Ехать в венгерской электричке показалось нам верхом блаженства, особенно на обратном пути, когда мы, уходившиеся по гористой Буде и Пешту, возвращались «домой».
В Будапеште нам толком не удалось снять ни одного памятника архитектуры - ни один из них не помещался в кадр. Я взяла на себя роль гида, так как еще в самолете подробно изучила путеводитель. Правда, потом, как выяснилось, перепутала Парламент с Королевским дворцом…J Ко дворцу мы подошли как нормальные герои – в обход. Нам пришлось подниматься по многочисленным ступеням, вымотавшим нас вконец.
Наши желудки дали о себе знать, и мы заглянули в ресторанчик, где подозрительно не было ни одного посетителя. Долго пытаясь разобрать венгерско-английско-немецкое меню, мы уже почти определились с заказом, как выяснилось, что официант говорит по-русски. Он порекомендовал нам заказать свинину гриль. В ожидании блюда, мы успели съесть суп с салатом, поэтому, когда перед нами поставили тарелки со свининой, глаза наши полезли из орбит. Это филе, совершенно невообразимых размеров, нагло, как в юмореске у Задорнова, смотрело на наши изумленные, уже практически сытые лица и словно вызывало нас на поединок: «Ну что, слабо меня съесть?» Официант улыбался, довольный нанесенным ударом.
Погуляв по городу, мы в пешеходной зоне Будапешта решили выпить пивка и присели за уличный столик. Нам принесли по кружке пива, но когда мы получили счет за него, вся радость от только что полученного удовольствия прошла – за эти деньги можно было вдвоем поужинать. Будьте бдительны с напитками в центральной части города!

27 июля.
Наконец-то отоспались! После вчерашней прогулки по Будапешту мы не в состоянии были ступить из Ваца ни шагу. Стояла жара и очень хотелось искупаться. Дунай оказался жутко грязной рекой болотного цвета. В нем никто не купается, хотя городок стоит на берегу. Зато в Ваце есть платный открытый бассейн, куда можно пойти хоть на весь день.
Набегавшись по маленьким магазинчикам, мы проголодались и удачно откопали какую-то пиццерию. Причем откопали в прямом смысле – в нее вели крутые ступеньки вниз под землю, где, как в гроте, располагались 2 уютных зала. Заказав себе по пицце мы очень долго ждали, когда их принесут. Когда же мы увидели пиццы, с нами чуть не случилась истерика: эти пиццы на своих огромных тарелках даже не помещались на нашем столике на двоих. Но тут уж мы не растерялись и благодаря умелым действиям, смогли ими еще поужинать вечером и даже позавтракать на следующий день. К ужину мы купили бутылочку сухого венгерского вина – такой кислятины я еще никогда не пробовала! Его можно было пить только залпом.
Двумя любимыми продуктами на всю поездку для нас стали – пиво и мороженое. Без них не обходился ни один день. О пиве хочу сказать особо. Конечно, по дороге от вокзала до нашей гостиницы, на жаре, очень хотелось холодненького пивка, и мы не отказывали себе в этом удовольствии. Впоследствии же мы узнали, что, оказывается, в Венгрии, не принято пить пиво на улице из бутылки или банки. А мы-то удивлялись – чего это на нас так смотрят местные работяги, пьющие пиво в маленьких кафе на 2 столика, открытых прямо в частных домах.

28 июля.

И снова в Будапешт! Цель – рыбацкий бастион и парк М___________. Рыбацкий бастион – один из красивейших памятников Будапешта. Он, словно игрушечный, из светлого камня, с многочисленными башенками и арками – почему-то напомнил мне шахматы.
А парк М , расположенный на острове прямо посередине Дуная недалеко от центральной части Будапешта, произвел на нас неизгладимое впечатление. Попасть на этот островок можно только с моста, соединяющего две части Будапешта – Буду и Пешт.
В этом парке растут вековые дубы, и море развлечений. При входе в парк предлагают маленькие двухместные машинки или четырехколесные велосипеды, на которых можно ехать вдвоем или вчетвером. Мы тут же с радостью взяли в аренду на час один такой велик на двоих и с криками «банзай» помчались вглубь острова. К велосипеду была приделана карта, по которой мы ориентировались. Весь парк за час мы, конечно, объехать не успели, лишь увидели красивый фонтан и мини-зоопарк. И как не хотелось расставаться с этим видом транспорта, пришлось поторопиться к электричке, которая уходила каждый день точно по расписанию в 19.30. Приезжали мы в Вац уже в сумерках, а нам еще предстояло идти 30 минут пешком.

29 июля
В этот день мы отправились в маленький городок Сэнт-Эндрэ. Переправившись на пароме на другую сторону Дуная, мы сели в автобус и поехали через большой остров на материк, затем в горы. По дороге мы любовались великолепным горным пейзажем, чистотой и аккуратностью населенных пунктов.
Сам город Сэнт-Эндрэ нас покорил своими маленькими лабиринтовыми улочками, в которых мы чуть не заблудились. Чтобы не стоптать ноги, мы воспользовались услугами кучера Яноша и взобрались на конную повозку, запряженную двумя белыми лошадьми. За 10 минут мы объехали почти все улочки этого лабиринта, а Янош на всех языках пытался нам рассказать о местных достопримечательностях.
Вообще-то мы хотели попасть в музей под открытым небом, но оказалось, что он где-то в 5-ти километрах от Сэнт-Эндрэ, а наши силы были уже на исходе. Зато здесь мы смогли купить подарочки знакомым – мешочки с красным перцем и деревянной ложечкой.

30 июля.
День здоровья. В такую жару, как сегодня, нужно только загорать и купаться, что мы и сделали, посетив местный бассейн, соседствующий с католическим собором. Купаться во взрослом бассейне нам не разрешили, так как у нас не было шапочек, пришлось плескаться с подростками – слава Богу, не в лягушатнике.

31 июля.
Я не могу спать в таких условиях! Наша гостиница, словно скворечник у дороги! Часов с шести утра над головой с грохотом и гудками проносятся электрички и поезда, с ревом пролетают мотоциклы, беспрерывным шумом гудит автострада. Прямо под ухом заводятся автомобили, хлопают окна, грохочут бачки. Так много звуков, что голова кругом! Вообще, нужно сказать, что Венгрия – страна жаворонков. Уже в 7 утра работают магазины, но зато в пять часов вечера уже проблематично купить продукты. Хорошо еще, что в Ваце один магазин работает до 9 вечера, а то мы оставались бы голодными.
И снова наш путь лежит в Будапешт. По дороге на вокзал, мы слушали, как кукует венгерская кукушка. Она басила глухим голосом и скорее походила на филина. Во всяком случае, спрашивать у нее «кукушечка, сколько лет еще жить?», как-то не хотелось. По ее голосу казалось, что она сама вот-вот перья отбросит.
И вот мы сели в электричку. В местных расписаниях очень трудно что-либо разобрать, но по нашим представлениям, она должна была довезти нас до Будапешта. Оказалось, что она действительно туда идет, только почти через Париж, делая огромный крюк. Но мы были этому рады – путь проходил через поля и маленькие деревеньки, в которых на деревьях висят уже спелые плоды слив, абрикосов, груш. В полях цветут подсолнухи. Поезд идет медленно, и кажется, можно рукой на ходу сорвать сливы.
В Будапеште мы отправились в зоопарк. Видно, что животным там живется замечательно. Огромные вольеры окружены электропроволкой, как думается, защищающей животных от любопытных и наглых зрителей. Нам удалось погладить морду красивой косули или лани, покормить нахальных обезьян, похлопать по спине носорога, заглянуть в глаза страусу и разочароваться в пеликанах после того, как один из них, на глазах у изумленной публики, целиком «сожрал» живую утку.
Была там и пустая клетка, где каждый мог ощутить себя обитателем зоопарка, около которой на венгерском языке была табличка, говорящая что-то про «Homo sapiens».
Рядом с зоопарком находится Луна-парк, где мы получили огромное удовольствие, накатавшись на различных аттракционах.

1 августа.
В Венгрии есть замечательное местечко – Вышеград. Добираться туда нужно на теплоходе, типа наших речных трамвайчиков. В 11 утра он пристает к берегу, а в 17.30 идет обратно. Времени достаточно, чтобы осуществить восход на высокую гору, на самой макушке которой и стоит эта старинная крепость – Вышеград, и чтобы нагуляться там вдоволь. Мы, как обычно, выбрав первую попавшуюся тропинку, долго поднимались в гору окольными путями. Скорее всего, наверх должна была вести нормальная дорога, но нам было невтерпеж ее искать. В крепости нас ожидало много различных развлечений (за отдельную плату, конечно). Можно было пострелять из лука, кинуть копье, покататься на лошади, сфотографироваться на троне, посетить музей. Вид, который открывается с этой высоты, потрясающе красив.
Гуляя, мы набрели на летний бобслей. С радостными лицами и ветром в ушах, мы скатились с горы. Это стоило испытать!
По дороге назад к теплоходу, нас застал ливень. Мы, как всегда, выбрали самую длинную дорогу и спускались с горы 2 часа под проливным дождем без зонтов и накидок, промокшие насквозь, по щиколотку в водном потоке, несущемся, словно горная река. Пришлось по дороге купить бутылочку рома, чтобы вечером отогреться.

2 августа.
Поиск сувениров для друзей и родных, поедание вкусных венгерских пирожных, веселый обед на берегу Дуная, «собирание чемоданов».